Лабораторная работа № 19
Последовательный план испытаний

При испытаниях по последовательному плану общее число испытываемых изделий заранее не задают, а определяют по результатам предыдущих наблюдений. Одно или несколько изделий (количество указано в программе испытаний) ставят на испытания. По их результатам принимают решение о приёмке партии, об отбраковке партии или о продолжении испытаний. Если испытания продолжают, на испытания ставят столько же изделий, как и на предыдущем этапе. Затем вновь принимают одно из трёх решений и т.д. При этом последовательно суммируют число наблюдений n и число отказов r. По полученным суммам строят график (рис. 19.1).

рисунок 19.1

Рис.19.1. График последовательного плана испытаний.

На рисунке 19.1 линии 1 и 2 являются границами браковки, 3 и 4 - границы приемки, 5 - линия отказов, n - суммарное число наблюдений (испытанных изделий) на данный момент, r - суммарное число отказов на данный момент, c – предельно возможное (браковочное) суммарное число отказов, N - допустимое (максимально возможное) количество наблюдений до принятия решения по результатам испытаний. N и c находят методом однократной выборки (см. пример 18.2, где они обозначены n и C).

Например, по графику, на первом этапе испытывали n1 изделий, и было r1 отказов, на первом и втором этапе в сумме испытывали n2 изделий и было r2 отказов, и т.д. Если на некотором этапе линия 5 пересечёт линии 1 или 2, партия бракуется. Если линия 5 пересечёт линии 3 или 4, партия считается годной.

Линия несоответствия (браковки) 1 рассчитывается так: r = an+r0.

Линия соответствия (приемки) 4 рассчитывается так: r = a(n-n0).

При этом

рисунок 19.2

рисунок 19.3

рисунок 19.4

Здесь D = (1 - Pβ)(1-Pα)

При использовании в качестве линий приёмки и браковки только линий 1 и 4 получается неусеченный последовательный план, при использовании также линий 2 и 3 - усечённый последовательный план.

Последовательный план может быть реализован также аналитически, т.е. без построения графика. При этом на некотором этапе испытаний партию считают бракованной при выполнении одного из условий:

r > an+r0                 (19.1)

r > с                 (19.2)

Партию считают годной при выполнении одного из условий:

r < a(n-n0)                 (19.3)

n > N                 (19.4)

При невыполнении ни одного этих условий испытания продолжают.

Преимущество последовательного плана по сравнению с одноступенчатым (однократной выборкой) - минимизация среднего числа наблюдений. Экономия испытываемых изделий по сравнению с одноступенчатым планом испытаний может достигать 40% и более. Недостаток в том, что если есть приработка изделий, в начале испытаний возрастает риск поставщика.

Пример 19.1. Проводятся испытания партии изделий по последовательному плану. На каждом этапе на испытания ставится ni = 5 изделий. Заданы Рα = 0,95, Рβ= 0,9, α = 0,1, β= 0,1. Количество отказавших изделий ri последовательно по этапам составило: 1 0 2 0 0 0 1 0 0 0 0 2 0 0 0 0 1 1 0 0 2 1 0 0 0 1 0 0 1 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 1. На каком этапе следовало закончить испытания, и с каким результатом? Найти решение аналитически и графически.

Фрагмент выполнения примера 19.2 показан на рис. 19.2.

рисунок 19.5

Рис.19.2. Вариант расчёта для примера 19.2.

Вводим исходные данные, рассчитываем D, a, r0, n0. Затем в электронной таблице, созданной в примере 18.2, рассчитываем с и N (в примере 18.2 С и n) и вводим их значения в создаваемую электронную таблицу. (в ГОСТ Р 27.403-2009 приведены более высокие значения с и N). Вводим значения номеров этапов испытаний в столбце i (с учётом возможности пересчёта по другим данным примерно до 1000). Находим последовательную сумму испытаний по формуле n = i*ni. Вводим значения ri. Далее рассчитываем столбец r. Для этого в первой ячейке G4 делаем ссылку на ячейку F4. Во второй ячейке столбца (что соответствует второму этапу испытаний) суммируем значение в предыдущей ячейке G4 и число отказов на данном этапе. Полученную формулу из этой ячейки копируем в остальные ячейки столбца r.

Далее заполняем столбцы БРАК? и ГОДНАЯ?. В столбце БРАК? используем функцию ЕСЛИ. В диалоговом окне ЕСЛИ вводим логическое выражение (19.1), и, заключив его в скобки, добавляем функцию ИЛИ. В открывшемся диалоговом окне ИЛИ вводим логическое выражение (19.2). Затем устанавливаем курсор в строке формул на слово ЕСЛИ. В открывшемся диалоговом окне ЕСЛИ при истинности логических выражений (19.1) или (19.2) выводим сообщение «Брак» (т.е. партия бракуется). При ложности этих выражений выводим сообщение «Дальше» (т.е. испытания надо продолжить). В столбце ГОДНАЯ? также используем функцию ЕСЛИ, аналогично тому, как это сделано для столбца БРАК?, с использованием логических выражений (19.3) и (19.4). При истинности (19.3) или (19.4) выводим сообщение «Годная» (т.е. партия признаётся годной). При ложности этих выражений выводим сообщение «Дальше» (т.е. испытания следует продолжить). Если в строке электронной таблицы с меньшим номером появится сообщение «Брак», партия бракуется. Если же в строке электронной таблицы с меньшим номером появится сообщение «Годная», партия признаётся годной. Для графического решения вводим в электронную таблицу столбцы Линия 1 и Линия 4. В верхних ячейках столбцов Линия 1 и Линия 4 рассчитываем соответствующие значения и копируем полученные формулы до конца столбцов (сначала проставить абсолютную адресацию). Затем строим диаграмму Точечная диаграмма, на которой значения соединены отрезками. В неё включаем значения в столбцах n, r, Линия 1 и Линия 4. Максимальные значения шкал n и r с помощью контекстного меню ограничиваем значениями соответственно N и с, что ограничит рамки графика линиями 2 и 3.

Полученный график показан на рис. 19.3.

рисунок 19.6

Рис.19.3. Графическое решение для примера 19.2.

Как видно из графика, линия 5 пересекает линию 1, поэтому партию следует считать бракованной. Наведя указатель мыши на точку пересечения линии 1 и линии 5, можно по всплывающей подсказке определить, при каком n надо завершить испытания.

Задание.
1. Выполнить расчёты по примеру 19.1.
2. Проводят испытания партии изделий по последовательному плану. Заданы Рα = 0,97, Рβ = 0,92, α = 0,1, β = 0,1. Количество испытываемых на каждом этапе изделий ni и количество отказавших изделий последовательно по этапам ri показано в таблице 19.1. Определить аналитически, на каком этапе надо было закончить испытания, и с каким результатом? Занести результаты в табл. 19.1.

Таблица 19.1.
Вариант ni ri Последний этап Партия (годная/брак)
1 10 1 0 1 0 0 0 1 0 0 0 0 2 0 0 0 1 1    
2 7 2 0 0 0 0 1 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 2    
3 15 1 1 1 2 0 1 0 2 0 1 0 3    
4 10 0 1 0 1 0 1 2 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 1    
5 20 1 1 0 1 0 2 0 0 1 1    
6 5 1 0 0 1 0 2 0 0 1 2 1 0 1 0    
7 8 1 0 0 1 0 1 0 1 1 0 0 0 1 0 0 0 0 0    
8 7 2 0 1 0 0 0 1 0 0 0 0 1 0 0 0 0 1    
9 6 1 0 1 0 1 0 0 0 1 0 0 0 0 0 1 0 2    
10 15 0 0 1 0 2 1 0 0 0 0 1 2    

        Далее     Содержание

© В.В. Заляжных
При использовании материалов ставьте ссылку